Адвокатское бюро "Залевский и партнеры" - это грамотная стратегия защиты интересов доверителей!

Цифровое право

История показывает, что право и закон традиционно отличаются консервативностью. И это понятно, потому, что они призваны обеспечивать стабильность в обществе. Однако при этом законодательство не может игнорировать бурное развитие технологий. Новые правовые институты появлялись и сто лет назад, происходит это и в наше время.

18 марта сего года в Гражданский кодекс внесены изменения, закрепившие подходы к цифровому праву, вступающие в силу с 01 октября 2019 г.

Фактически в интернете уже давно и широко распространено заключение сделок путем нажатия кнопок на компьютере, смартфоне или отправки SMS. Однако надлежащей правовой регламентации данных действий не было, что влекло за собой массу проблем при возникновении конфликтов.

В результате принятия поправок будут считаться заключенными и действительными все сделки, совершаемые дистанционно, в том числе путем заполнения электронной формы или отправки SMS.

Процесс законодательной регламентации данной сферы наконец пошел.

В частности, во-первых, закреплено понятие цифровых прав.

Цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Обладателем цифрового права признается лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность распоряжаться этим правом.

Оборот «цифровых прав» происходит только посредством внесения записей в информационную систему.

Во-вторых, для облегчения сделок с цифровыми правами закон совершенствует правила о форме сделок - изменения внесены в описание письменного характера сделок.

Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю.

Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю.

Иначе говоря, дистанционное выражение лицом своей воли с помощью электронных или других аналогичных технических средств будет считаться простой письменной формой сделки, однако при этом технические устройства

должны обеспечить возможность достоверно определить лицо, выразившее волю.

Закон говорит о том, что договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными.

Как иллюстрация. На страничке в интернете или в приложении на телефоне описаны условия для нажатия кнопки «ОК». Нажатие кнопки «Ок» является достаточным для полноценного волеизъявления. Кроме того, пользователь может отправить СМС – это тоже является примером его волеизъявления.

Для идентификации лица, выражающего волю возможно будет использовать биометрическую идентификацию, которая день ото дня совершенствуется. Например, уже в настоящее время, в некоторых банках при заключении договора осуществляют сбор биометрических данных (изображение, голос) на основании которых в дальнейшем будет осуществляться дистанционная идентификация клиентов.

Изменения в законодательстве закрепляют использование электронных чеков наряду с кассовыми.

В-третьих, закон вносит изменения в сферу использования так называемых «самоисполняемых» сделок – смарт-контрактов.

Такие смарт-контракты – это не самостоятельные сделки, а лишь условие об автоматическом исполнении любого гражданско-правового договора будь то купли-продажа, оказание услуг или выполнение работ.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда клиент поручает банку списание коммунальной платы в режиме «автоплатежа».

Чтобы такие смарт-контракты работали, в законе сформулировано правило о том, что сделка может предусматривать исполнение её сторонами обязательств при наступлении определенных обстоятельств путём применения информационных технологий. То есть исполнение произведет сама информационная система.

В-четвертых, закон также решает вопрос о легализации сбора и обработки значительных массивов обезличенной информации (их часто называют Big Data).

Для этого в ГК вводится конструкция договора об оказании услуг по предоставлению информации и расширяется понятие базы данных – «совокупность данных и сведений». При этом закрепляется, что, согласно интересам сторон сделки, договор может предусматривать обязанность не совершать действия, в результате которых передаваемая информация рискует быть раскрыта третьим лицам.

С принятием закона граждане и юридические лица получат гарантии соблюдения их прав и законных интересов.

В-пятых, своеобразным мостом между прошлым и будущим остается наследственное право. Новый закон не допускает составления завещания с использованием электронных либо иных технических средств.

На что в целом следует обратить внимание! В цифровых правах уже не нужно прикладывать к документу руку, то есть подлинность Вашей собственноручной подписи никто проверять не будет. Соответственно, важнейшее значение имеет сохранение конфиденциальности личной информации правообладателя. И не секрет, во многом – это зависит от нас. Зачастую правообладатели сами доверчиво передает свою электронную цифровую подпись третьим лицам, наивно сообщают пин-коды, пароли и т.п. Понятно, что этого делать нельзя!

Подводя итог, скажем, что сейчас цифровое право захватывает практически все экономические процессы. Его внедрение в нашу повседневную жизнь будет продолжаться семимильными шагами. Поэтому понимать его особенности и преимущества, учитывать связанные с ним риски просто необходимо.